Проекторы и проекционные системы

Проекторы можно считать самым популярным средством отображения информации для актовых и конференц залов. Это наиболее простое оборудование для проведения презентаций перед большой аудиторией. Его легко можно перемещать по разным помещениям, относительно просто настраивать и легко использовать. Но не всегда все пользователи знают достаточно информации по обслуживанию проекторов. Так же сложности возникают при выборе оборудования для более сложных решений, такие как инсталляционные проекторы, проектные сшивки, обратная проекция и другие системы построенные по принципу проекции изображения. Постараемся кратко изложиь всю необходимую информацию, которая поможет Вам разобраться в разновидностях проекционного оборудования, его назначении и отличиях, а также о наиболее важных характеристиках проектора и помещения, на которые следует обратить внимание при выборе устройства:

Итак Вы задумались о приобретении проектора. На что следует обратить внимание:

 

-Условия использования

-Яркость

-Качество цветопередачи

-Контрастность

-Разрешение

-Способы установки

-Разъемы и интерфейсы

-Сетевой функционал

-Ресурс лампы

-Поддержка 3D

-Требования к обслуживанию

 

Условия использования

 

В зависимости от характера применения, можно выделить три вида проекторов:

 

Офисные проекторы.

Это основная масса реализуемых проекторов. Как понятно из названия, предназначены они для работы в офисах, аудиториях и классах и прочих помещениях общего рабочего пользования. Задача таких проекторов — производить хорошее изображение, невзирая на искусственное освещение. Безусловно, свет можно и отключить, но способность проекторов для офисов и образовательных учреждений давать высокую яркость стала обязательным требованием. Такие проекторы часто называют «мобильными», поскольку их довольно легко переносить с места на место. Основная их задача как правило отображение статичного контента, реже видео роликов. Такие проекторы дешевле чем проекторы других видов, на рынке их имеется огромное количество, разных производителей. Как правило пользователю не составляет труда выбрать подходящий для себя проектор, т.к. основные характеристики понятны даже для неопытного обывателя.

 

 

 

Второй тип проекторов — это проекторы для домашнего кинотеатра, предназначенные для работы при выключенном свете. В этих условиях проекторам не требуется высокая яркость, зато хорошо заметны и очень ценятся точная цветопередача и высокий уровень контрастности.

 

Третий класс — это инсталляционные проекторы, обладающие очень высокой яркостью и большими габаритами и массой. Такие проекторы используются в больших помещениях типа конференц-залов, актовых и концертных залов, как и для инсталляций под открытым небом. Данный тип проекторов способен дать вам яркость изображения, находящуюся далеко за пределами возможностей обычных «офисных» проекторов. Инсталляционные проекторы используются так же для достижения сложных задач на объектах, таких как отображение картинки в нестандартных, порой ужатых помещениях, при формировании не пропорциональной картинки. Ярким примером использования инсталляционных проекторов являются проектные сшивки, которые позволяют отображать большие динамические картинки с разных расстояний и разной фигурой.

 

 

Возможно, это несколько упрощенный взгляд, но при выборе проектора стоит, прежде всего, определиться, к какому из вышеупомянутых классов относится проектор, который нужен вам. Итак, первый параметр, на который стоит обратить внимание, — это яркость.

 

Яркость проектора

 

 

Не только от проектора будет зависеть яркость отображаемой картинки,  во многом она зависит от размера экрана, освещения и других факторов. Поэтому критерием «яркость» при выборе проектора многие зачастую правильно пренебрегают. Вместо яркости указывается световой поток, единица, характеризующая световую мощность проектора и измеряющаяся в люменах (Лм), хотя для упрощения ее часто называют «яркостью». Приводимая в характеристиках светового потока измеряется по методике ANSI, то есть, в самом ярком режиме проектора и по белому экрану. При этом, проекторы, как правило, позволяют выбирать режим вывода изображения, балансируя между максимальной яркостью и наилучшей цветопередачей. Как правило, можно выделить три основных режима:

 

  • «Динамический», «Яркий». В данном режиме проектор дает яркость, равную или близкую к заявленной, и цветопередачу с некоторыми недостатками (обычно с «уходом» в зеленый или синий оттенки).
  • «Кино», «Фильм», «Театр», «Натуральный», «sRGB» и пр. — данные режимы предназначены для затемненных или частично затемненных помещений, обладают наиболее качественной цветопередачей, но яркость в таких режимах может не составить и половины от максимальной.
  • «Презентация» — как правило, режим, в котором устранены наиболее заметные недостатки самого яркого режима. В нем вы не получите 100% светового потока, но процентов на 75 вполне можно рассчитывать.

Как правило, в полной темноте вам хватит и 1500 люмен даже для диагонали экрана в 130 дюймов. А для 80-ти дюймов хватит и 600 Лм яркости.  С освещенными помещениями дело обстоит сложнее и вы вряд ли найдете точные рекомендации. В таких условиях яркость проектора должна в несколько раз превышать уровень освещения, а во сколько — это уже вопрос. Чем больше — тем лучше (разборчивее, контрастнее) будет изображение. Большинство офисных/школьных проекторов имеют световой поток в районе 3000 Лм. Эта цифра устоялась в качестве своего рода стандарта. Инсталляционные проекторы обладают яркостью от 4000 до 11000 люмен, а иногда и больше.

Кстати, именно благодаря тому, что в темноте нет необходимости «гонять» проектор на номинальной яркости в, скажем, 3000 люмен, переключив аппарат в т.н. «экорежим» вы дополнительно увеличите ресурс источника света. К примеру, с 5000 часов до 7000 и более, а сам проектор будет работать намного тише, чем в режиме максимальной яркости.

 

Цветовая яркость

 

 

На этом тема яркости не исчерпывается, поскольку проекторы могут быть построены на различных технологиях и по-разному создавать белый цвет. Существуют трехматричные и одноматричные проекторы. Разница между этими двумя типами проекторов состоит в том, что трехматричные проекторы способны разделить белый свет лампы на красный, зеленый и синий, а затем «собрать» воедино, получив на выходе готовое изображение, тогда как одноматричные проекторы вынуждены работать с одним цветом за раз, каждый раз теряя остальные цвета, а значит и яркость.

Схема проектора с тремя матрицами:

 

 

В итоге, при одинаковой мощности лампы, трехматричный проектор, «разделяющий и собирающий» свет, дает более высокую яркость, чем одноматричный, «отбрасывающий» определенне длины волн света по очереди.

Чтобы формально достичь максимальную яркость на уровне трехматричных моделей, одноматричные проекторы умеют усиливать белый свет за счет ослабления цветов. Поэтому, чтобы уточнить параметр «максимальная яркость», производителями трехматричных проекторов (не только 3LCD) используется понятие «цветовая яркость». Если цветовая яркость равна максимальной, а это так у всех трехматричных проекторов, то проектор даст вам цветное изображение, адекватное его максимальной яркости по всем каналам: R, G и B/

Если цветовая яркость ниже максимальной, то проектор даст вам черно-белое изображение одной яркости и цветное изображение другой яркости. При отображении текста такой проектор может работать, как проектор с яркостью 3000 Лм, а при отображении цветного мультфильма или логотипа вашей компании — как проектор с яркостью, скажем, в 1000 Лм! При одновременном выводе на экран яркого цветного и яркого белого объекта (синее небо и облака, белый фон и логотип и пр.), между ними будет сильный дисбаланс по яркости. Как правило, оттенки кожи при низкой цветовой яркости выглядят неестественно — слишком темными, с коричневатым оттенком. Примерно так это может выглядеть:

 

 

 

Иначе говоря, есть два типа яркости — цветовая и черно-белая. Если черно-белая яркость не соответствует цветовой, то для получения качественного изображения яркость проектора должна быть уменьшена до его цветовой яркости, что можно сделать через различные настройки в меню проектора. Поэтому при выборе проектора, стоит обратить внимание, чтобы максимальная яркость у него желательно была равна цветовой. Это позволяет получить качественное цветное изображение с яркими цветами даже в самом ярком режиме проектора. Это не отменяет того факта, что цветопередача в самом ярком режиме менее точна, но яркий режим нужен при работе в освещенном помещении, где качество изображения и так страдает. Высокая цветовая яркость позволяет вам использовать 100% светового потока проектора без каких либо компромиссов.

 

Контрастность

 

Контрастность изображения — это отношение яркости белого к черному. К сожалению, далеко не всегда получается однозначно привязать реальную контрастность изображения к указываемой в спецификациях. В ярко освещенных помещениях контрастность не играет роли, поскольку «черные» участки изображения сильно засвечены и без участия проектора. Основная рекомендация для тех, кто берет проектор для ярко освещенных помещений — не обращать внимания на данный параметр, поскольку контрастность изображения будет определяться исключительно яркостью проектора.

При выборе проектора для затемненного домашнего кинотеатра контрастность имеет первостепенное значение. Чем лучше помещение соответствует требованиям, предъявляемым к домашнему кинотеатру, тем меньше лишнего света падает на экран и тем ближе контрастность изображения становится к заявленной производителем контрастности самого проектора (которая была получена в лабораторных условиях).

В итоге, в домашнем кинотеатре максимальная яркость ограничена комфортным для глаз уровнем и не должна быть слишком высокой. В этих условиях, когда верхняя планка ограничена, контрастность проектора позволяет увеличить динамический диапазон, или количество градаций по яркости, которое проектор способен показать. Также, чем выше контрастность, тем в большей степени черный цвет похож на черный, а не на серый. У неконтрастного проектора это можно увидеть по хорошо заметной «рамке» границ изображения при выводе полностью черной заливки на экране.

Параметр контрастности зависит от множества факторов, в том числе — от особенностей матрицы. К примеру, некоторые проекторы для домашнего кинотеатра с помощью технологий матриц позволяют добиться значительно более высоких уровней контрастности. Опять-таки — только в полной темноте и с минимальной паразитной засветкой!

Еще один нюанс — это использование в проекторах автоматической диафрагмы — приспособления, которое снижает яркость проектора на темных сценах и обеспечивает более глубокий черный цвет. Данная функция крайне полезна, но ее эфект достигается при отображении темных сцен без ярких объектов. Такая контрастность называется «динамической», или «on/off» контрастностью, ее и указывают в характеристиках проектора, что может сбивать с толку. Это — еще один пример, почему указываемых производителями характеристик не всегда достаточно для понимания возможностей проектора.

При работе с темными сценами также проявляется различие в технологиях. К примеру, в сегменте самых недорогих проекторов одноматричные DLP устройства могут дать более высокую контратсность, которая будет сопровождаться заметным «эффектом радуги» (ярким цветным шлейфом при перемещении глаз по экрану) на темных сценах с контрастными объектами.

 

Баланс между яркостью и контрастностью

 

Если проектор используется дома или в организации, но при небольшом освещении, то такому проектору, как правило, достаточно 2000-2400 Лм максимальной яркости. В таких условиях в помещении достаточно темно, чтобы контрастность проектора заметно влияла на качество изображения, но света все еще достаточно, чтобы вы не смогли заметить разницу между самым дорогим проектором уровня High-End и проектором средней ценовой группы за $2000. Поэтому для слабо освещенных помещений нужен проектор с хорошей контрастностью, но не чересчур высокой.

 

Качество изображения

 

Мы уже говорили о цветовой яркости. Образно говоря, она позволяет оценить, получен ли белый цвет из смеси ярких красного, зеленого и синего, либо же эта смесь сильно разбавлена и на яркие цвета рассчитывать не приходится. Это — важная для покупателя информация, но она не дает понимания, смешаны ли цвета в правильных пропорциях и т.п. Как правило, в спецификациях проектора не найти параметра, который описывал бы цветопередачу — эту информацию можно почерпнуть только из обзоров. Тем не менее, перечислим кратко основные моменты, на которые в этих обзорах обращают внимание:

 

1. Баланс белого — он же — «цветовая температура». Правильный баланс белого достигается, когда при отображении серого или белого цвета изображение действительно абсолютно бесцветно. Глаз далеко не всегда может с достаточной точностью определить это, иногда можно принять синеватый цвет за серый, при сравнении с которым настоящий серый будет выглядеть желтоватым, поэтому профессионалы используют для измерений специальные приборы и методики.

 

2. Цветовой охват определяет, насколько насыщенные цвета проектор способен показать. Как правило, при тестировании проекторов замеряются характеристики красного, зеленого и синего. Считается, что проектор способен отобразить все цвета внутри этого треугольника. Цветовой охват, требуемый для большинства задач, от чтения страниц в интернете до просмотра Blu-ray фильмов, определяется стандартом «sRGB» и включает в себя 35% видимых человеком цветов. Хорошая новость в том, что стандарт этот довольно старый и многие проекторы обладают близким к нему охватом. В будущем можно ожидать, что с окончательным становлением формата 4K будет и новый стандарт для цветового пространства. Пока же, в некоторых дорогих проекторах в качестве бонуса предлагается расширенный цветовой охват с очень насыщенными цветами.

 

 

3. Гамма. Если вы берете проектор для офиса, то вам важно, чтобы темные объекты не оказались слишком темными, вплоть до неразборчивости, но если сделать их слишком яркими, то изображение будет неконтрастным. Если упрощенно, то правильная гамма — это когда проектор принимает команду «30% белый» или «70% белый» и отображает именно это, не завышая и не занижая яркость.

На самом деле, проектор просто должен показывать правильно каждый конкретный цвет: с правильной яркостью, правильной насыщенностью и правильным оттенком. Иногда даже широкий цветовой охват не гарантирует, что внутри этого охвата все правильно. Таким образом оценку цветопередачи проектора нельзя почерпнуть из характеристик.

 

Разрешение

 

Наконец, один из главных параметров проектора — это его разрешение (количество пикселей, из которых состоит изображение). С одной стороны, чем выше разрешение — тем более четкой и детализированной будет картинка. С другой стороны, разрешение обладает фиксированной формой экрана. К примеру, проекторы с разрешением 1024×768 (XGA) обладают соотношением сторон 4:3, а проекторы с разрешением 1920×1080 (full HD) — 16:9. 4:3 более квадратное, 16:9 вытянуто по горизонтали и является стандартным для форматов HDTV и Blu-ray, 4:3 благодаря своей форме удобен для просмотра документов и веб-страниц.

 

 

Выбор разрешения напрямую зависит от ваших задач и исходных материалов, которые вы планируете показывать. К примеру, для просмотра фильмов в full HD формате вам нужен full HD (1920×1080) проектор, который позволит не потерять детали в процессе преобразования в другое разрешение. В качестве бюджетного варианта можно использовать проектор с разрешением WXGA (1280×800, 16:10). Формат WXGA, по большей части, заменил формат HD Ready (1280×720, 16:9), будучи приспособлен не только для кино, но и для рабочих задач. Это разрешение особенно актуально, если вы предполагаете, что зрители будут расположены далеко от экрана и в любом случае не обратят внимания на детали.

Если вы, к примеру, демонстрируете классу видео в формате DVD, то вам должно хватить даже разрешения 800×600 (SVGA, 4:3). Этого же разрешения достаточно для большинства презентаций, хотя наиболее распространенными форматами в школах и офисах, все же, являются XGA (1024×768, 4:3) и WXGA (1280×800, 16:10) — на них можно работать с более мелкими объектами, такими как таблицы с данными. Если же вам необходимо работать с еще более мелкими деталями, то вам, как и большинству киноманов, необходимо разрешение 1920×1080 или более вытянутое по вертикали 1920×1200 (WUXGA, 16:10).

Говоря о киноманах, стоит отметить, что последнее время стал появляться контент в формате 4K (4096×2160 и 3840×2160), поэтому уже появились проекторы категории High-End, поддерживающие такие разрешения. Такие проекторы как правило будут стоить дороже по отношению к проекторам с меньшим разрешением. Многие ведущие производители проекторов внедряют технологии позволяющие выводить 4К контент без наличия соответствующей матрицы, что позволяет зачастую сэкономить бюджет.

 

Установка и параметры помещения

 

У каждого проектора есть параметр, именуемый «отношение проекции», или «throw ratio», указывающий отношение расстояния от проектора до экрана к ширине экрана. Проекторы с высоким проекционным отношением, называются длиннофокусными. К примеру, при отношении 2.0:1, проектор даст вам изображение шириной 2 метра с расстояния 4 метра. Хватает ли вам длины стен? Не находятся ли на расстоянии 4 метра от экрана объекты, делающие установку проектора в этом месте сложной?

 

 

 

 

Проекторы с небольшим проекционным отношением считаются короткофокусными.

Наконец, есть класс ультракороткофокусных проекторов. Такие проекторы обладают проекционным отношением 0,27:1, что позволяет устанавливать устройство на расстоянии всего 10-20 см от экрана. При этом проецируется большое изображение, а докладчик не находится на пути света и не бросает тень на экран. Это — идеальный вариант для презентаций и предпочтительный вариант для интерактивных проекторов и досок. Безусловно, короткофокусная оптика существенно повышает стоимость проектора. Стоит отметить, что из-за особенностей корпуса объектив УКФ проектора может оказаться в задней его части, и реальное расстояние до стены окажется меньше, чем если рассчитывать с помощью проекционного коэффициента.

 

 

Инсталляционные проекторы могут обладать сменной оптикой, позволяя докупить объектив, который подойдет для конкретных задач — длиннофокусный или короткофокусный.

Разумеется, проектор также может быть установлен в «настольном варианте» либо закреплен на стационарном потолочном креплении. В последнем случае он будет перевернут, в результате чего свет будет падать на экран под углом сверху, а не снизу. В ряде случаев это позволит зрителю или докладчику находиться ближе к экрану, не отбрасывая тень. Это работает не только у ультракороткофокусных проекторов, но и у проекторов для домашнего кинотеатра и любых других. Короткофокусные проекторы обычно крепятся на настенном креплении с или без выдвижной штанги.

 

Разъемы и интерфейсы

 

В стандартный набор разъемов большинства проекторов входят HDMI- и VGA-интерфейсы. Оба позволяют без проблем принимать сигнал до 1080p. Правда, если вы хотите показывать 3D в формате Blu-ray 3D, потребуется HDMI версии 1.4 или выше.

У большинства проекторов, кроме инсталляционных и домашних премиум-класса, имеется встроенный звук. В большинстве случаев речь идет об одном динамике с мощностью от 2 до 16 Ватт (чем больше — тем громче). Если у вас нет под рукой внешней звуковой системы, то передать звук на проектор вы сможете либо вместе с видео по HDMI, либо отдельно, для чего потребуется разъем Audio In. В свою очередь, аудио вход может быть как RCA (тюльпан), так и 3,5мм миниджек, как у наушников. Проекторы для образования могут также оборудоваться микрофонным входом. Ряд проекторов обладает выходными разъемами VGA и аудио (VGA Out, Audio Out), позволяющими передать сигнал дальше, на другие устройства, позволяя проектору работать в роли разветвителя. USB разъемы могут играть различные роли:

  • Подключение документ-камеры
  • Подключение USB носителей
  • Передача с компьютера видео и звука
  • Передача на компьютер сигналов мыши (с кнопок пульта или у интерактивных проекторов)

В общем, с USB функционалом зачастую бывает не разобраться, не прочитав инструкцию. К примеру, если поддерживается подключение внешних носителей, то какие форматы файлов проектор способен воспроизводить? USB входы могут быть тоже различных форматов — Type A (как у флешек), Type B (как у принтеров), mini-USB.

В образовании могут быть востребованы старые разъемы, такие как RCA (Тюльпан) и S-Video.

В инсталляционных проекторах популярностью пользуется интерфейс HDBaseT, позволяющий передавать видео и другую информацию на большие расстояния с помощью дешевого сетевого провода cat5/6.

 

Сетевые возможности

Подключив проектор к сети организации, можно решить две задачи: первая — удаленное управление проекторами и мониторинг их состояния с помощью специального программного обеспечения. Вторая — использование проектора в качестве общего и передача на него изображения через сеть.

 

Также существует возможность проецирования через беспроводную сеть с мобильных устройств.  Еще один вариант подключения мобильных устройств — через интерфейс HDMI с поддержкой MHL. Этот вариант подключения позволяет дублировать на проекторе экран мобильного устройства (если оно поддерживает MHL).

 

Ресурс лампы

Производители всегда публикуют оцениваемый ресурс используемой в проекторе лампы. Сам проектор может использовать лампу в «обычном» либо «экономичном» («Эко») режиме. Яркость последнего, как правило, бывает ниже примерно на 20-30%, зато это приводит к более долгому сроку работы ламп. Также у многих проекторов Epson имеется функция «A/V mute», которая позволяет прерывать презентацию на время, не выключая проектор. В этом режиме лампа временно затемняется уже на 70%. У современных проекторов, особенно тех, что используются в образовании и бизнесе, стоимость замены лампы не очень высока, но ее все же приходится иметь в виду, особенно — при закупке партии проекторов.

Позитивно влияет на ресурс лампы наличие воздушного фильтра, исключающее попадание на лампу пыли. Кстати говоря, система охлаждения и режим, в котором используется лампа, влияют и на шумность проектора. Особенно важно принимать данный параметр во внимание в небольших помещениях и комнатах.

 

Требования к обслуживанию проектора

Напоследок расскажем о таком важном компоненте проектора, как пылевой фильтр. Многие производители заявляют, что в их проекторах нет фильтров, которые требуют чистки и замены, а значит — нет ещё одного расходного материала. Но они умалчивают о том, что наличие фильтра от пыли помогает продлить срок службы проектора и избежать больших расходов на ремонт. Для сравнения, проекторы DLP можно чистить от пыли только в сервисной службе за деньги, а прочистить съёмный фильтр у 3LCD-проектора может любой желающий в домашних условиях. Чистить фильтры следует не реже, чем раз в три месяца.

 

Яндекс.Метрика